Суббота, 18.05.2024, 15:48
Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Май » 22 » Самотканые ковры. Museum
16:49

Самотканые ковры. Museum





самотканые ковры

У каждого народа свой исторический путь развития, отличный от путей развития других народов. Эти отличия в условиях жизни, в социальном строе нашли отражение и в культуре, выработали свои традиции. Народная культура на протяжении всей истории человечества была существенной и самой древней частью культуры национальной и мировой. Народное творчество генетически связано с историей, этническим сознанием человека. Оно дает возможность человеку реализовать свою природную суть – творить жизнь во всех ее проявлениях и формах: и материальных, и духовных. Народное искусство – сложное и многогранное явление. Оно охватывает многие виды народного творчества – зодчество, музыку, хореографию, устное народное творчество, различные ремесла и промыслы.

Традиционная художественная культура Оскольского края впитала в себя культурные, социально – бытовые, этнические явления большой территории Курской, Белгородской и Воронежской областей. Характерной чертой этнической истории данных областей является сложная многоплановость этнокультурного развития, которая обусловлена в значительной мере длительными миграционными движениями в эти районы. Переселенцы были неоднородны по своему этническому и социально – сословному происхождению. Они несли с собой на новое место жительства свои традиции, обычаи, обряды, свой говор, песни, верования, свои костюмы. Это обстоятельство отразилось в дальнейшем на формировании особенностей традиционно – бытовой культуры этого большого региона.

С древнейших времен, с самого начала заселения Поосколья получили широкое развитие многочисленные промыслы и ремесла. Способствовали тому во многом, во-первых, благоприятные природно – климатические условия: мягкий климат, обилие лесов, рек и водоемов, плодородные земли; во-вторых, этнический состав переселенцев из различных регионов российского государства, принесших в наш край свои культурно – бытовые традиции; в третьих, патриархальный характер ведения хозяйства, необходимость удовлетворять собственные нужды во многих предметах быта: одежда, домашняя и хозяйственная утварь, орудия труда.

Такие же многовековые традиции имеет декоративно – прикладное искусство региона, которое развивалось одновременно, нередко вместе с промыслами и ремеслами, другими видами народной культуры. Оно, кроме чисто бытового назначения, обрело и вторую, не менее важную функцию – способствовать формированию и развитию художественного вкуса людей, пробуждать их творческую активность.

Старый Оскол не был значительным культурным центром – это обычный уездный провинциальный городок с низкой культурой, хотя и с устойчивыми специфическими традициями, передающимися из поколения в поколение. Однако город имел свое лицо и своеобразные ландшафтные особенности делали его неповторимым.

Нравы оскольчан мало в чем изменились. Традиции в празднествах, обрядах и обычаях не изменились особенно в том, что касается христианской веры. Даже в период потрясений, вызванных революционными событиями, вера оставалась незыблемой и являлась составной частью культуры старооскольцев.

Несведущему человеку трудно поверить, что в наше время можно узнать, чем занимались прадеды и прабабушки нашего края, к примеру, 200 – 300 лет назад. А документы Воронежского госархива надежно хранят историческую память. О ремесле крестьян многих сел нашего района рассказывается в «Памятной книжке Воронежской губернии» за 1878 – 1879 гг.

«Все женщины с 7-летнего возраста занимаются (пока глаза закроются) изготовлением полотен для себя и сбыта. Женщины ничего не получают от мужей, отцов и братьев на наряды, на свечи в церковь. Весь расход от 3 до 10 рублей они должны покрывать из собственных средств за счет изготовления холста… Полотно стоит 6 – 9 копеек аршин, а рядно (мешковина) – 4 копейки аршин. Ткали по 10 аршин в день». И, действительно, прялка и веретено – древнейшие орудия женского труда. В Приосколье прядение и ткачество было широко распространенной отраслью хозяйственной деятельности и являлось важнейшим ремеслом женского населения с древнейших времен вплоть до 30-х годов 20 века. В прежние времена девочку сажали за прялку с семи лет. И к 13-15 годам она должна была напрясть, а затем и наткать столько полотна, чтобы хватило и на приданое, и на многочисленные свадебные подарки. После замужества этой работой женщина занималась урывками. Обязательной составной частью приданого невесты были самотканые ковры, половики, дорожки, постилки, попоны и дерюжки.

Рядом и одновременно с ткачеством с древности развивался еще один вид народного декоративно – прикладного искусства – вышивка и кружево. Вышивка и кружево – выдающееся явление художественной культуры населения Белгородчины. Для них не требовались сложные приспособления, а холст, нитки, игла и пяльцы были в каждом доме. В свободное от полевых работ время, особенно зимой, крестьянки садились за пяльцы и расшивали полотенца, скатерти, рубахи, поневы, пояса, головные уборы, салфетки, подзоры простынь, наволочки на подушки и другие предметы быта и одежды. В узорах вышивки отразились представления местных жителей об окружающем их мире, природе, жизни, глубокая вера в добро и мечты о лучшей доле. Известно, что в южнорусской вышивке – Курская, Белгородская, Воронежская и Тамбовская области – основным является многоцветный орнамент геометрического характера. Многие элементы геометрического орнамента были символами солнца, воды, женского начала, выражали идею роста. На многочисленных образцах вышивки нашего края наблюдается буйство красок, их сочность и яркость, тяготение к красному цвету. Использование в вышивке в качестве основного красного цвета является не случайным. В древности красный цвет был символом солнечного света и тепла, знаком добра и красоты. В качестве узорных элементов использовались знаки – символы. Чаще всего это были ромб, круг, крест, квадрат – символы солнца; линии: прямая – земля, волнистая – вода, крутой завиток – знак птицы.

Лучшие образцы народной вышивки и кружева – драгоценное достояние и наследие местной традиционной культуры. Бережно сохраняют и развивают эти традиции старооскольские вышивальщицы и кружевницы нашего времени, среди которых: Комарова В.М., Глотова М.В., Глинская В.Н. – г. Старый Оскол, Копнина Е.С. – село Сорокино, Базарова В.В.- село Незнамово, Беликова Е.К. – село Солдатское и другие.

Занимались в нашей местности также и кузнечным делом. В той же «Памятной книжке Воронежской губернии» читаем: «Вследствие проникновения фабричных железных изделий кузнечное производство подорвалось. Имеется в Знаменской волости 5 кузниц, Роговатовской – 9, Чужиковской – 12. Работают в кузнице по 1 человеку из числа крестьян. За изготовление сошника платят 30 – 40 копеек, втулки на колесо – 5 – 6 копеек, топора – 30 – 40 копеек, шин на 4 колеса – 60 – 80 копеек. Серп зазубрить – 5 копеек, подковать лошадь – 20 копеек. Средний годовой заработок кузнеца – 50 – 70 рублей».

Большой интерес представляют и другие сообщения. Например, в селе Дмитриевка 15 дворов занимались изготовлением метел. Цена за сотню 3 рубля, а материал на изготовление стоил 50 копеек. 32 крестьянских хозяйства села Хорошилово мастерили прялки. «Прялки хорошиловские хорошие и покупаются в землях Войска Донского по цене от 1 рубля 50 копеек до двух рублей, а на месте стоят от 80 копеек до одного рубля». Сапожников было мало. Мастера по выделке овчин приходили из г. Владимира, а затем этому ремеслу научились и местные крестьяне. Восемь хозяйств села Чужиково мастерили телеги, тарантасы, четыре хозяйства – колеса к ним. В Архангельском было много горнов по выжигу кирпича, из-за чего село называли Горное.

Среди красильщиков упоминается имя крепостной князя Меньшикова из села Знаменка Наседкиной Пелагеи Андреевны. Краску нужного цвета она изготовляла из червячков (кашенили), которая по качеству превосходила фабричную. Приводится рецепт ее изготовления. На 10 аршин ткани берут фунта ( 100 граммов) кашенили, кислоты на 2 копейки, олова 6 золотников, кремотатору на 2 копейки, имбиру на 2 копейки и острой водки на 3 копейки. Олово распускают в водке. Остальное кладут в воду и кипятят. Затем кладут туда распущенное олово и снова кипятят, а потом на час ставят в легкий дух и краска готова.

Одним из древнейших промыслов нашего края был гончарный. Керамическое производство уходит своими корнями в глубь тысячелетий. Наличие в Поосколье великолепных гончарных глин и передача из поколения в поколение технологических традиций, долгое время способствовали массовому развитию этого производства в нашем крае. Подготовка глиняной массы, изготовление на кругу соответствующей формы, разнообразная обработка поверхности и обжиг – это основные технологические операции в получении керамических изделий. Во многих населенных пунктах и на территории города существовали большие залежи гончарных глин. Значительное количество сырья давало возможность изготавливать многообразную продукцию: горшки, крынки, жбаны, миски, сковородки. Из глины изготовляли также всевозможные светильники, рукомойники, детские игрушки, корчаги и ряд подобных изделий. На протяжении многих веков этим ремеслом занимались во многих населенных пунктах, а к началу 20 века основным центром гончарства стала слобода Казацкая г. Старый Оскол. Здесь жили знаменитые потомственные гончары: Распоповы, Гончаровы, Дороховы, Грицких, Федосовы, Лихачевы, Икрянских. Древнее мастерство горшколепа бережно передавалось в роду от деда к сыну, внуку. Продукция местных мастеров пользовалась неизменно большим спросом не только на местном базаре, но далеко за пределами Старого Оскола вплоть до 60-х годов 20 века.

Многие крестьяне не могли найти работы на родине, потому уходили на заработки в чужие края. «Плотники села Знаменка работают преимущественно в Острогожском, Коротоякском и Бирюченском уездах, а также в Курской и Харьковской губерниях. В 1874 году из села вышло на плотницкие работы 631 человек, или 80 процентов взрослого мужского населения. Многие крестьяне села Чужиково летом уходили на косьбу в прибрежье Дона. Пастухами-чабанами славилось село Роговатое. На пастьбу скота они отправлялись в округе вплоть до Самарской губернии. Оплата труда рабочего за световой день – поденщину в 1907 году была такая: конному рабочему на харчах наемщика – 89 копеек, пешему – 33 копеек, косцу – 84 копейки, жнице – 47 копеек. Обработка 1 десятины пашни под посев стоила 5 рублей. Корова стоила 50 рублей, свинья – 25, лошадь – 80. Пуд ( 16 килограммов) мяса стоил 3 – 4 рубля, сало 6 – 8 рублей, масло коровье – 12 рублей, масло подсолнечное – 5 – 6 рублей, картофель – 24 копейки, рожь – 1 рубль».

Примечательно, что мастерство некоторых крестьянских умельцев знали далеко в округе. Вот что сообщается во втором томе «Воронежского юбилейного сборника» за 1886 год: «Из кустарей-экспонентов Воронежской губернии на всероссийской выставке в Москве награждены почетными призами: Пашкова Авдотья – крестьянка с. Роговатое за изготовление чулок и носков, Колесников Аверьян – крестьянин с. Роговатое за изготовление зипунов из белого сукна, весьма хорошего изделия – награжден бронзовой медалью».

В Солдатском, Городище и Роговатом были маслобойные заводы, а в Знаменке, Дмитриевке и Архангельском – кирпичные. Изготовленные товары крестьяне продавали на местах, а частью вывозили на ярмарки. Наибольшие из них были: Николаевская – 9 мая в селе Знаменка, Владимировская – 23 июня в Дмитриевке, Сержевская – 2 сентября в Роговатом и Георжевская – 23 апреля (по старому стилю) в селе Шаталовка. Много товаров продавалось в Старом Осколе.

Удивительно, но факт, что сами крестьяне в понятии помещиков служили также товаром. В книге «По нашему краю», изданной в 1929 году, доктор исторических наук М.Н. Покровский пишет: «При Петре I крестьяне были отданы в полное распоряжение владельцев. В начале восемнадцатого столетия крестьяне продавались так: семья из трех лиц – 15 рублей, незамужняя девка – 5 – 7 рублей, женщина-вдова – 5 рублей». Во второй половине восемнадцатого века цены повышались.

Архивные материалы содержат и некоторые сообщения о крестьянских традициях, обычаях и обрядах. Во многом они связаны с религиозным культом, с эксплуататорской политикой феодалов. Помещики боялись крестьянских выступлений, их сплоченности, поэтому устраивали вражду между крестьянами.

В одном из сборников «Воронежская старина» за 1907 год сообщается: «При самородном колодце близ села Потудань издревле находится часовня во имя Святителя и чудотворца Николая с его образом, к коему множество прихожан ходят на поклонение. Ежегодно 9 мая совершается крестьянский ход к истоку Потудани». (Из письма князя Меньшикова Преосвященному Епифанию от 10 июля 1824 года).

Существовал обычай кулачных боев между крестьянами соседних селений. Так, например, знаменцы дрались с шаталовцами, архангельцы – с хорошиловцами, городищенцы - с солдатчанами. Священники и феодалы поощряли такое зрелище и даже благословляли на «подвиги».

Тесно связанные с землей-кормилицей, старооскольцы отдыхали и веселились в строго определенное время. Соблюдая и почитая вековые традиции, служилые люди устраивали пивные праздники – кануны, когда происходила коллективная варка пива к тому или иному церковному празднику и чаще всего к храмовому. В качестве примера мы взяли сведения с сентября 1652 г. по сентябрь 1653 г. В сентябре 1652 г. дети боярские проводили кануны к Рождеству Богородицы и Покрову, ямщики – своему храмовому празднику Обновлению Христову, стрельцы – празднику Никиты. В октябре-ноябре казаки праздновали Михайлов день, а дети боярские – Егория ратного. В ноябре-декабре отмечали Николин день и всенародно Рождество Христово. В апреле кануны были в честь святого Христова Воскресения, в июне – Десятой Пятнице, в июле – к Ильину дню, в августе – Преображению Великого Бога и спасителя Христова.

Свадьбы в городе и уезде отмечались в основном в ноябре, конце января и в феврале. Несомненно, бытовые условия, нравственный облик, обычаи и особенности культурного развития наших предков, вызывают определенный интерес у современных жителей города и района.

Празднества, обряды, обычаи, ритуалы, игры были обусловлены сельскохозяйственным трудом и бытом оскольчан, вобравших в себя опыт многих поколений с переплетением давних народных и церковно-христианских элементов. Особо почитаемыми были предновогодние и новогодние праздники – Сочельник, Рождество, Василин вечер, Новый год, Крещение. В этот период устраивали гадания, колядки, катание на лошадях, шествие ряженых и массовые гуляния. Из весенних праздников наиболее яркими были Масленица, Пасха, Троицын день, где помимо традиционных религиозных обрядов устраивались массовые гуляния, приготовление и употребление обрядовой пищи, украшение жилища растительностью, плетение венков, гадание девушек на замужество и многих других обрядов и увеселительных мероприятий. Среди летних выделялся июльский Ивана Купала с хороводами, купанием и гаданием. Успенье и Семенов День совпадали с окончанием уборки урожая и осенние хороводы оповещали о подведении итогов минувшего лета, что заботы о будущем можно на время отложить, что с этого времени наступает период относительного отдыха. С Крещения до Масленицы, Семенова дня и до дня Святого Гурия устраивали свадьбы. Особая обрядность этих торжеств в Староосколье несли в себе огромный пласт народной культуры, затрагивая практически все стороны быта и нравов оскольчан. Многие из элементов этой обрядности дошли и до наших дней.



Источник: sh7.oskoluno.ru
Просмотров: 344 | Добавил: hmessing | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz