Дизайн как практическая философия: мир настоящий — мир бумажный!
15 Май 2012
Как можно определить в двух словах суть современного дизайна? Действительно современного — не коммерческого, статусного, не на «показ», а на «себе посмотреть»? —Освобождение от рабства.
Рабство — это чужое мнение. Чужие идеи. «Так принято». «Это модно». «Стильно». Ужасно глупо… Мы живём так быстро, так коротко, что подчинить собственные желания чужим — преступление.
Что делать? Мебель из бумаги, конечно! Но не слишком ли пафосно мы подвели вас, читатель, к картонному стулу? Нет, ведь мебель из бумаги — целая философия.
Корни бумажного дерева
Мебель — из картона. Картон — из дерева. У дерева — корни. Корни — в 1973 году, в Италии, где «радикальные дизайнеры» создали группу “Global Tools” с гуманнейшей в истории человечества целью — приобщать людей к «выражению себя»!
Были созданы мастерские, где дизайнеры и обычные люди совместно творили — одежду, мебель, предметы интерьера. Философско-дизайнерская концепция “Global Tools” революционна и сегодня, и по-прежнему жива: человек должен как можно больше сделать для себя своими же руками, причём с максимальной степенью индивидуализации — никаких правил!
Группа распалась, но идеи не материальны, а потому — бессмертны. Каждый настоящий художник сегодня ими заражён «неизлечимо и прекрасно»!
Фрэнк Гери и быстрый мастер-класс «Как из 7$ сделать 700$» (ну или журнальный столик)
Например — Фрэнк Гери (настоящее имя —Ephraim Owen Goldberg). В 83 года этот американец остаётся убеждённым подростком. Таким он был и в 1973 году, когда создал для легендарной Vitra первую серию картонной мебели «Простые грани», таким был и в 1982 году, создавая вторую картонную коллекцию «Экспериментальные грани». Фрэнк даже получил патент на столь оригинальное использование картона.
Многослойный картон действительно прочен и способен выдерживать большую нагрузку: несколько картонных ящиков с вертикальным гофром выдерживают поставленный на них автомобиль. К слову, на грузоперевозках такого материала можно значительно сэкономить, ведь при всей его практичности доставка не требует специальной техники.
Картон — самый «чистый» материал: в 1 кв. м картона около 400 гр древесины. При этом картон лёгок и… почти безграничен в пластических возможностях. В любых неленивых руках.
А давайте разбудим дизайнера?
Потребуются обычные упаковочные картонные ящики и картонные трубочки от ткани/клеёнки, которые в изобилии найдутся в хозяйственно-мебельном магазине.
Картон лучше выбрать с вертикальным гофром, желательно — многослойный. Из широкой пластины вырезаем столешницу… Эх, извините, мы забыли сказать, что делаем стол)
Столешниц-пластин вырезаем 2 одинаковых. Из картона нарезаем ленты шириной в толщину столешницы.Приклеиваем их вертикально на одну столешницу, хаотично заполняя внутреннее пространство «рёбрами жёсткости». Сверху заклеиваем всё второй пластиной-столешницей — верхняя часть стола готова.
Из картонной трубки делаем ножки — лучше три, так будет устойчивее, пока вы ещё не окончательно разбудили своего дизайнера-конструктора. Ножки приклеиваем к верхней части стола (способам соединения бумажных конструкций учат, кажется, в 1 классе).
Далее — украшаем картинками, обклеиваем ситцем, шёлком, покрываем лаком, оставляем так… В общем, вы поняли, что можете сделать всё, что захотите?!
Кстати: когда Фрэнк Гери продавал свои картонные стулья/кресла, финансовый расклад бизнеса был таков: производство — 7$, продажа — примерно 730$.
У обычного дерева кольца — годовые, у газетного — ежедневные)
Дизайнер Mieke Meijer развил идею — создал «газетную древесину». Кипы склеенных листов газет превращаются в прочный, лёгкий и интересный материал, особенно — на срезе. Спил «газетной древесины» очень напоминает спил дерева — на нём тоже рисунок «годовых колец», а точнее — ежедневных.
Игра «на структуре» — это главная фишка газетной мебели и других предметов интерьера от дизайнера Pia Wustenberg. Выпускница лондонского Bucks New University создала целую коллекцию из переработанной бумаги — Processed Paper.
Но главным подтверждением жизненности и перспективности идеи является интерес к бумажной мебели китайских дизайнеров — бюро Innovo. Как вы понимаете, заниматься чем-то из чистой любви к искусству китайские товарищи вряд ли станут. В Innovo решили не повторять удачные опыты своих европейских конкурентов, а создали собственный успех — кресла из самодельной бумаги, которую «добывают» из рисовой соломки.
В глухих деревнях нашлись мастера, которые подумали-подумали и вспомнили старинную технологию, а остальное вам уже известно: много слоёв бумаги, фантазийная форма — и вот они: стулья, корзины, светильники.
Светильники можно ещё и прорезать, сделать кружевными — для этого достаточно иметь под рукой инструменты для резьбы по дереву или обычный скальпель.
….
А начинали мы разговор с философии. С освобождения.
Бумажная мебель — это действительно шаг к миру, где человек — творец. Её каждый может сделать. И выбросить может. Это взгляд на вещь как на «вещь» — не более.
Когда Фрэнк Гери в 1978 году перестроил в Санта-Монике собственный дом, респектабельные соседи даже собирались подавать иск в суд: его «Пещера» из шифера, сетки-рабицы и розового асбеста ну никак не походила на их виллы в «лучших традициях самодовольного ханжества».
А Фрэнк просто смотрел на мир собственными глазами.
Президент России. Самый обычный человек »